Металлографический анализ неисправных деталей
Металлографический анализ применяется при исследовании качества материала неисправных деталей, а также при определении причин отказов авиационной техники, например при изучении характера разрушения деталей. . . •
Металлографический анализ подразделяется на макроскопический и микроскопический. При макроскопическом анализе детали рассматриваются невооруженным глазом или при помощи оптики с увеличением до 20 раз. Микроскопический анализ внутреннего строения металла производят при помощи микроскопов с увеличением до 2000 раз.
Макроскопическим анализом можно выявить:
—• металлургические пороки (поры, раковины, фло — кены, волосовины, закаты и др.);
— направление волокон и качество ковки материала деталей из деформируемых сплавов;
— дефекты в сварных и паяных соединениях (непровар, непропац, пористость, несплавление присадочного материала с основным материалом детали);
— величину зерна и наличие разнозернистости;
— наличие, расположение и глубину слоя металла, упрочненного химико-термической обработкой (цементацией, азотированием, нитрированием).
Повышенное количество внутренних пороков против допустимого по техническим условиям, несоответствие направленности волокон в материале детали полю рабочих напряжений и плохое качество сварки снижают прочность и могут быть причиной отказа детали.
Микроскопическим анализом можно выявить:
— загрязненность металла (сплава) неметаллическими включениями (сульфидами и оксидами);
— микроструктуру металла (сплава) и расположение структурных составляющих— фазовый и структурный составы сплава;
— глубину слоя и микроструктуру химически и термически обработанных деталей (азотированных, цементированных и цианированных);
— микроструктуру сварных и паяных швов;
— глубину слоя обезуглероживания;
— микропороки, нарушающие сплошность металла (микротрещины, микропоры и т. п.);
— характер и глубину коррозионных поражений;
— толщину поверхностных металлических покрытий;
— величину зерна материала детали.
Знание микроструктуры позволяет определить качество термообработки, объяснить причину различия или неудовлетворительности механических свойств, выявить внутренние пороки в материале детали, установить характер разрушения некоторых деталей и т. д.
Для проведения металлографического анализа изго — . товляются специальные шлифы. Место вырезки, формы и размеры образцов, предназначенных для металлографического анализа, определяются, исходя из поставленной задачи исследования, формы детали и характера возможных дефектов.
Образцы вырезаются в холодном состоянии при обильном охлаждении без деформации слоев, прилегающих к плоскости шлифа. После вырезки образцов их подготавливают к исследованию согласно принятым правилам. Подготовленные шлифы травятся в специальных реактивах для проявления направления волокон или кристаллической структуры металла. Полностью подготовленные шлифы подвергаются исследованию.
На рис. 5.30, 5.31 и 5.32 приведены примеры выявления нормальной и дефектной макроструктуры деталей
Рис. 5.30. Правильное на-
правление волокон материа-
ла детали (вдоль направле-
ния действующих сил)
авиационной техники, а на рис. 5.33 и 5.34—примеры некачественной сварки.
Металлографическим анализом иногда удается определить характер разрушения детали. Для примера рас-
смотрим лопатку газовой турбины. На рис. 5.35 и 5.3G показаны микроструктуры лопатки вблизи поверхности излома. Разрушение лопатки произошло в результате развития трещины усталости. На участке, где поверх — •
5.35. Микроструктура зоне усталостного
материала лопатки в разрушения
ность излома лопатки имела усталостный характер, разрушение шло по телу зерен (рис. 5.35). На участке окончательного разрушения лопатки (обрыв пера лопатки) разрушение шло по границам зерен (рис. 5.36).